Артоника

Швейцарская типографика

феномен и стереотип 

Швейцарский стиль иначе называемый также «международным» сформировался в центральной Европе в 40–50-е годы ХХ века и по сей день остается универсальной константой мирового дизайна. Кратко рассмотрим обстоятельства возникновения этого стиля — традиционно в его основоположниках числится группа De Stijl, кстати, голландская, в лице Тео Ван Дуйсбурга, Пита Мондриана и др. Копнув чуть глубже, легко обнаружить в предшественниках и футуристов, например, Эль Лисицкого, который рассматривал типографику как своего рода «машину», реально действующий механизм, побуждающий и читателя (зрителя) к прямому действию. Однако истинным феноменом возникновения швейцарского стиля является слияние этого течения с прямо противоположным ему на первый взгляд — традиционализмом, ведущим свое начало от венецианской типографики XV века и, даже, ультратрадиционализмом, ярким представителем которого в Центральной Европе, а затем в Англии являлся Ян Чихольд. Именно это направление, исповедовавшее анонимность типографики, ее конвенциональность и универсальность, подготовило инструментарий для масовых глобальных коммуникаций, которые в наше время являются полем для работы графических дизайнеров и типографов.

Основные формальные признаки швейцарского стиля типографики это — явное использование модульных сеток — конструктивной основы композиции; флаговая выключка текстового набора; использование одного шрифта (гротеска — порождения промышленной революции XIX века); использование ярких открытых цветов (наследия неопластицизма Мондриана — красный–синий–желтый); явная работа не только с формой, но и с контрформой; использование фотографии вместо иллюстрации и т. д. Таким образом, мы можем констатировать стремление к максимально активному и, самое главное, комплексному использованию всех инструментов типографики.

Но, основным, безусловно, является цель. Единственной задачей, которую ставит перед собой подобная типографика, является максимально быстрая, массовая и универсальная коммуникация. Эта коммуникация безальтернативна и объективна. Такая коммуникация — платформонезависима, что доказанно стремительным распостранением швейцарского стиля не только в сфере графического дизайна, но и промышленного, дизайна среды, дизайна костюма, мебели и многих других сфер масовых коммуникаций и производства. В конечном счете, и появлению инфографики в современном понимании (мощного коммуникационного инструмента) мы обязаны швейцарскому дизайну, или, вернее, его основным принципам. Работы Массимо Виньелли второй половины ХХ века в самых различных областях графического дизайна — от верстки газет до систем навигации и картографии демонстрируют универсальность принципов функционализма и конструктивизма.

Очевидно, что именно швейцарский стиль типографики выдержавший почти столетнюю проверку временем обладает большим потенциалом в эпоху электронных коммуникаций, что мы можем наблюдать на многочисленных примерах. Именно в случае швейцарского, интернационального стиля мы можем видеть, как типографика становится философией, и собственно, языком универсального общения.

Дмитрий Черногаев

Опубликованно:
Digital October. Microsoft Design Cump
13.12.2012

«Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего убрать.» Антуан де Сент-Экзюпери