Artonica

Все шрифты имеют национальности

Дмитрий Черногаев: Что такое вообще шрифт и типографика в целом, то есть общение с помощью знаков? Тот же Чихольд говорил, что это суть конвенция, просто-напросто соглашение между людьми, называние одних и тех же символов одними и теми же звуками и вещами. И поскольку существует огромное количество людей, групп, то, соответственно, и конвенций существует тоже огромное количество. Именно поэтому существует так много разных шрифтов, так много разных типографик.

И, более того, поскольку люди продолжают множиться, их группы и связи тоже продолжают множиться, то и количество этих конвенций тоже увеличивается. И, естественно, шрифты как язык общения все время появляются новые, так же как и умирают старые. Это непрерывный процесс.

Все шрифты имеют свои национальности, так как Bodoni – это итальянец, Caslon – англичанин, Garamond – француз, все узкие готические шрифты – это Германия и вокруг. Одним и тем же шрифтом набранный текст по-итальянски и по-английски будет восприниматься очень по-разному. И это необходимо учитывать, когда мы занимаемся нашими в том числе российскими книгами.

С точки зрения обывателя (по опыту) нормальный человек не отличает шрифт Times от шрифта Arial. Буквы и буквы. Ну, некоторые чуть-чуть вроде с засечечками, а некоторые вроде и без. И, в общем, мы не можем требовать от людей большего. Но если мы хотим, чтобы человек читал продолжительный текст (неважно, бумажное издание или электронное) без напряжения, если нам нужно заставить его осилить лонгрид или хороший роман, важно, конечно, чтобы шрифт был удобочитаемым.

Цель дизайнера книги, как говорил Брингхерст — «погрузить читателя в состояние насыщенного энергией покоя, которая идеальна для чтения». И, в общем, здесь речь идет о манипулировании сознанием человека. То есть если можно погрузиться в состояние покоя, можно и погрузиться в состояние беспокоя или радости, или истерики. И вот это состояние и является целью художника книги. Оно должно быть адекватно тексту, оно должно быть адекватно автору и его идее.

Видео по ссылке.

Николай Александров

Published:
ОТР
25.12.2018

Дмитрий Черногаев в программе Николая Александрова «Книжное измерение» на канале ОТР рассказал о месте типографики в дизайне книги